Осенняя конференция «Маркетплейсы» 2022
Сегодня мы чаще слышим слово “Оборачиваемость” в разрезе сотрудничества с ТОПовыми российскими маркетплейсами, потому что введена обязательная плата за хранение на Вайлдберриз и Озон, сумма которой напрямую зависит от оборачиваемости товаров на их складах.
Оборачиваемость также влияет на работу с маркетплейсом Беру и сотруничество с фулфилмент партнерами Aliexpress Россия.
Оборачиваемость рассчитывается Вайлдберриз в днях на ежедневной основе исходя из объемов продаж и складских запасов в штуках.
Дано:
Остаток на дату - 1 000 шт.
Продажи за дату - 50 шт.
Найти:
Оборачиваемость - ? дней
Решение:
Оборачиваемость (дни) = Остаток на дату (шт.) / Продажи за дату (шт.)
1000 шт. / 50 шт. = 20 дней.
Как видим расчет простой. Если нужно посчитать сколько нужно привезти товаров исходя из динамики продаж и целевого показателя оборачиваемости, то также можно использовать эту формулу, меняя переменные по математическим правилами.
Дано:
Оборачиваемость - 50 дней
Среднедневные продажи за неделю - 43 шт.
Найти:
Кол-во к поставке - ? шт.
Решение:
Остаток на дату (шт.) = Оборачиваемость (дни) x Продажи за дату (шт.)
50 дней x 43 шт. = 2 150 шт.
Ну и наконец, давайте рассчитаем целевой показатель продаж для таргетирования оборачиваемости
Дано:
Остаток на дату (шт.) - 5 400 шт.
Оборачиваемость (дни) - 60 дней
Найти:
Продажи за дату (шт.) - ? шт.
Решение:
Продажи за дату (шт.) = Остаток на дату (шт.) / Оборачиваемость (дни)
5400 шт. / 60 дней = 90 шт.
В целом у маркетплейса Вайлдберриз довольно простые расчеты оборачиваемости. Сложность заключается в том, что нормативы оборачиваемости Вайлдберриз для разрешения на поставку меняются в зависимости от заполняемости склада, что сильно усложняет процесс точного планирования запасов.
Исключение составляет норматив оборачиваемости при расчете платного хранения. У Вайлдберриз он фиксированный и составляет 60 дней.
Оборачиваемость у Озон также рассчитывается в днях по формуле:
Оборачиваемость = Среднесуточный объем товаров на складе (л) / Средний объем продаж в день (л/дн)
В целом формула и расчеты оборачиваемости Озон будут такими же как и расчеты оборачиваемости для Вайлдберриз.
Важное отличие расчета оборачиваемости Озон от расчета Вайлдберриз: объем товаров рассчитывается не в штуках, а в литрах, т.е. в физическом объеме, который товар занимает на складе.
Если вы задумались как перевести габариты товара в литры, то ниже формулы (хотя есть много онлайн калькуляторов, и формула может понадобится разве что для автоматизации расчетов):
Объем в литрах = Объем в м3 x 1000
Объем в литрах = Объем в см3 / 1000
При поставке на склад Ozon система учитывает объем товаров, которые уже размещены и ограничивает его максимально возможным значением для каждого конкретного склада Озон.
При этом за оборачиваемостью товаров при работе с Озон все же необходимо следить, так как от этого показателя зависит сумма платы за хранение товаров на складе, если оборачиваемость превышает установленное Ozon пороговое значение для вашей категории.
Категория товаров | Пороговая оборачиваемость, дней |
---|---|
Одежда и аксессуары | 90 |
Автотовары | 45 |
Книги | 60 |
Электроника | 60 |
Продукты питания | 45 |
Красота и здоровье | 60 |
Мебель и аксессуары | 45 |
Товары для дома | 45 |
Ювелирные изделия | 90 |
Товары для мам и детей | 75 |
Фильмы и музыка | 60 |
Аптека | 50 |
Спорт и отдых | 60 |
Товары для животных | 60 |
Товары повседневного спроса | 45 |
У остальных маркетплейсов к показателю оборачиваемости товаров нет такой серьезной привязки как у Вайлдберриз и Озон пока. Например, у маркетплейса Беру плата за хранение в течение 60 дней включена в стоимость обработки поступлений и зависит от суммы товаров и их габаритов.
Важно! Дефицит товаров также плохо сказывается на прибыли компании, как и его профицит. Потому что если товары в дефиците, то для компании это упущенная выгода и теряют от этого и маркетплейсы и поставщики. |
Улучшать оборачиваемость товаров необходимо систематически. Для этого можно использовать следующие методы:
1. Участвовать в акциях маркетплейсов (или даже разрабатывать собственные акции);
2. Разрабатывать и запускать рекламные кампании;
3. Улучшать привлекательность товаров для покупателей (визуальный контент, упаковка и т.д.);
4. Оптимизировать логистические процессы и настроить регулярные поставки в соответствии со спросом на товары;
5. Минимизировать запасы товаров на складах маркетплейсов т.е. лучше поставлять чаще и меньшими партиями, чем единовременно большим объемом. При этом важно избегать дефицита, ведь это упущенная выгода компании;
6. Распродать или вывезти со склада маркетплейса неликвид.
Нет возможности самостоятельно анализировать и оптимизировать продажи на маркетплейсах? Доверьте этот процесс команде ProMarketplaces. Напишите нам или оставьте заявку на сайте по ссылке: https://promarketplaces.ru/marketplaces и специалисты свяжутся с Вами в течение ближайшего рабочего дня. |
*********
Наш сайт: https://promarketplaces.ru/
По вопросам сотрудничества: partners@promarketplaces.ru
Наш Телеграм (@promarketplaces): https://t.me/promarketplaces
*********