Оборачиваемость товаров на маркетплейсах. Как рассчитывается? Какие нормативы? Как улучшать?


Прослушать статью
00:00
Playlist

Сегодня мы чаще слышим слово “Оборачиваемость” в разрезе сотрудничества с ТОПовыми российскими маркетплейсами, потому что введена обязательная плата за хранение на Вайлдберриз и Озон, сумма которой напрямую зависит от оборачиваемости товаров на их складах.

Оборачиваемость также влияет на работу с маркетплейсом Беру и сотруничество с фулфилмент партнерами Aliexpress Россия.

Расчет оборачиваемости товаров на Wildberries

Оборачиваемость рассчитывается Вайлдберриз в днях на ежедневной основе исходя из объемов продаж и складских запасов в штуках.

Дано:
Остаток на дату - 1 000 шт.
Продажи за дату - 50 шт.

Найти:
Оборачиваемость - ? дней

Решение:
Оборачиваемость (дни) = Остаток на дату (шт.) / Продажи за дату (шт.)
1000 шт. / 50 шт. = 20 дней.

Как видим расчет простой. Если нужно посчитать сколько нужно привезти товаров исходя из динамики продаж и целевого показателя оборачиваемости, то также можно использовать эту формулу, меняя переменные по математическим правилами.

Дано:
Оборачиваемость - 50 дней
Среднедневные продажи за неделю - 43 шт.

Найти:
Кол-во к поставке - ? шт.

Решение:
Остаток на дату (шт.) = Оборачиваемость (дни) x Продажи за дату (шт.)
50 дней x 43 шт. = 2 150 шт.

Ну и наконец, давайте рассчитаем целевой показатель продаж для таргетирования оборачиваемости

Дано:
Остаток на дату (шт.) - 5 400 шт.
Оборачиваемость (дни) - 60 дней

Найти:
Продажи за дату (шт.) - ? шт.

Решение:
Продажи за дату (шт.) = Остаток на дату (шт.) / Оборачиваемость (дни)
5400 шт. / 60 дней = 90 шт.


Нормативы оборачиваемости Wildberries

В целом у маркетплейса Вайлдберриз довольно простые расчеты оборачиваемости. Сложность заключается в том, что нормативы оборачиваемости Вайлдберриз для разрешения на поставку меняются в зависимости от заполняемости склада, что сильно усложняет процесс точного планирования запасов.
Исключение составляет норматив оборачиваемости при расчете платного хранения. У Вайлдберриз он фиксированный и составляет 60 дней.

 

Расчет оборачиваемости товаров на Ozon

Оборачиваемость у Озон также рассчитывается в днях по формуле:

Оборачиваемость = Среднесуточный объем товаров на складе (л) / Средний объем продаж в день (л/дн)

В целом формула и расчеты оборачиваемости Озон будут такими же как и расчеты оборачиваемости для Вайлдберриз.

Важное отличие расчета оборачиваемости Озон от расчета Вайлдберриз: объем товаров рассчитывается не в штуках, а в литрах, т.е. в физическом объеме, который товар занимает на складе.

Если вы задумались как перевести габариты товара в литры, то ниже формулы (хотя есть много онлайн калькуляторов, и формула может понадобится разве что для автоматизации расчетов):

Объем в литрах = Объем в м3 x 1000
Объем в литрах = Объем в см3 / 1000


Нормативы оборачиваемости Ozon

При поставке на склад Ozon система учитывает объем товаров, которые уже размещены и ограничивает его максимально возможным значением для каждого конкретного склада Озон.

При этом за оборачиваемостью товаров при работе с Озон все же необходимо следить, так как от этого показателя зависит сумма платы за хранение товаров на складе, если оборачиваемость превышает установленное Ozon пороговое значение для вашей категории.


Пороговая оборачиваемость по категориям Ozon

Категория товаровПороговая оборачиваемость, дней
Одежда и аксессуары 90
Автотовары 45
Книги 60
Электроника 60
Продукты питания 45
Красота и здоровье 60
Мебель и аксессуары 45
Товары для дома 45
Ювелирные изделия 90
Товары для мам и детей 75
Фильмы и музыка 60
Аптека 50
Спорт и отдых 60
Товары для животных 60
Товары повседневного спроса 45

У остальных маркетплейсов к показателю оборачиваемости товаров нет такой серьезной привязки как у Вайлдберриз и Озон пока. Например, у маркетплейса Беру плата за хранение в течение 60 дней включена в стоимость обработки поступлений и зависит от суммы товаров и их габаритов.

 

Важно! Дефицит товаров также плохо сказывается на прибыли компании, как и его профицит.

Потому что если товары в дефиците, то для компании это упущенная выгода и теряют от этого и маркетплейсы и поставщики.

 

Как улучшить показатель оборачиваемости

Улучшать оборачиваемость товаров необходимо систематически. Для этого можно использовать следующие методы:

1. Участвовать в акциях маркетплейсов (или даже разрабатывать собственные акции);

2. Разрабатывать и запускать рекламные кампании;

3. Улучшать привлекательность товаров для покупателей (визуальный контент, упаковка и т.д.);

4. Оптимизировать логистические процессы и настроить регулярные поставки в соответствии со спросом на товары;

5. Минимизировать запасы товаров на складах маркетплейсов т.е. лучше поставлять чаще и меньшими партиями, чем единовременно большим объемом. При этом важно избегать дефицита, ведь это упущенная выгода компании;

6. Распродать или вывезти со склада маркетплейса неликвид.

 

Нет возможности самостоятельно анализировать и оптимизировать продажи на маркетплейсах?

Доверьте этот процесс команде ProMarketplaces. Напишите нам или оставьте заявку на сайте по ссылке: https://promarketplaces.ru/marketplaces и специалисты свяжутся с Вами в течение ближайшего рабочего дня.



ProMarketplaces рекомендует